Чем отличается булат от любой другой стали? Прежде всего уникальным сочетанием, казалось бы, несовместимых физических свойств. Твердость материала и стойкость заточки – и удивительная упругость. Плюс коррозийная стойкость: известен случай находки тысячелетнего возраста персидских мечей, пролежавших долгие века во влажном помещении. Оружие покрылось лишь тонкой пленкой окислов, под которой ученые обнаружили все ту же отменную сталь. Наконец, любой профан обязательно припомнит фирменный булатный узор на поверхности изделия, словно сталь покрыта кружевными морозными завитушками. Второй, менее известный признак – подвешенный на нити булатный клинок, если по нему стукнуть чем-то твердым, в течение трех и более минут «держит» в воздухе тонкий звон. Под конец его не услышать ушами, но, приложившись к клинку щекой, можно ощутить невидимые глазом вибрации...
Булатный узор на знаменитых изделиях современных златоустовских оружейников видели многие. И опять же мало кто знает, что изящные кинжалы и кортики с узором по клинку – на самом деле лишь художественная имитация грозного металла, прославившего себя по всему миру. Поэтому, кстати, большинство современных златоустовских клинков – не более чем игрушки. Просто далеко не каждый покупатель юридически имеет право приобрести в мастерской действительно боевой кинжал, шашку или охотничий нож. А на стене для интерьера сгодится и красивая поделка.
Десять лет – семьсот плавок
Сергей Баранов заинтересовался булатом в 1999 году, когда устроился работать на златоустовский завод «Метапласт», специализировавшийся на отливке стальных цепей для цементного производства. Наставник, бывший сталевар Златоустовского металлургического завода, как-то принес старую книгу, посвященную выплавке легендарной стали. Сергей зарылся в архивы, поднял записи самого Аносова. Они, кстати, оказались далеко не полными. Начал ставить эксперименты. Первые, проведенные на рабочем месте, закончились ничем: 400-килограммовая электропечь «Метапласта» для выплавки двух-трехкилограммового слитка булата явно не подходила. Начались эксперименты в организованной во дворе дома кузне. И в итоге, отказавшись от нескольких не оправдавших себя технологий, Сергей Баранов пришел к опыту предков – тигли, древесный уголь, «волчья яма» для обработки руды.
В 2007 году опыты увенчались успехом: из печи вышел слиток булатной стали с характерным рисунком. Понадобилось еще три года, чтобы после долгих проб (одних плавок было произведено около семи сотен) из слитков вышли простые, ничем не украшенные клинки.
«Я все еще не могу назвать свою технологию отработанной до конца, – признается Сергей Баранов. – Сортов булата существует множество, к тому же это очень капризная сталь: температурный коридор для успешной ковки составляет каких-нибудь 10-20 градусов. В итоге на изготовление одного сабельного клинка при полностью благоприятных условиях уходит не меньше месяца».
То, что получается на выходе, действительно вызывает в памяти отчеты Аносова и средневековые записки арабских историков: кусок металла, откованный и заточенный в форме кухонного ножа, без усилий рассекает свернутое полотенце, повиснув на леске, издает высокий, чистый, долго не затихающий звон... И главное – мелкий, неразличимый уже с метра узор по клинку.
«Почему кухонный нож? Так ведь мастерская Сергея не имеет лицензии на производство холодного оружия, – объясняет заведующий отделом истории Златоустовского краеведческого музея, эксперт по «холодняку» Юрий Окунцев. – А из булата игрушку не сделаешь – просто за счет качеств стали получается весьма грозная вещь. В планах – сертификация и лицензирование деятельности. Но те клинки, что ребята успеют закончить к октябрю, уже примут участие в запланированной на октябрь научно-практической конференции "Во славу российского оружия"».
Будущее древнего рецепта