Быстрый поиск

Булат Сергея Баранова

ЗДЕСЬ можно заказать и приобрести авторские изделия из булата Сергея Баранова! По всем вопросам обращаться по тел: +7(495)500-20-10 или написать на электронную почту info@korsar-r.ru.

 

Со времен Аносова и до революции Златоуст оставался единственным местом в мире, где могли приготовить настоящий булат. Когда не стало легендарного мастера Павла Николаевича Швецова, тайны сказочной стали ушли вместе с ним. Попытки вернуть утраченные секреты предпринимались, но насколько они были успешными, судить трудно. В коллекции краеведческого музея есть образцы узорчатых сплавов известного мастера Басова и доктора технических наук Гуревича.
 
Когда стало известно, что некий умелец восстановил забытые технологии, мы встретились с ним и воочию увидели, как рождается булат.
 
Первые мини-плавки
 
Сергей Тихонович Баранов родился в Златоусте в 1975 году. Его родители трудились на машиностроительном заводе. После школы Сергей поступил в техникум имени Аносова, получил диплом техника-технолога литейного производства. Это был последний выпуск литейщиков. Обречённым на уничтожение заводам специалисты больше были не нужны. Затем — армейская служба и война в Чечне. Когда окончилась срочная служба, остался воевать добровольцем-контрактником. В 1997 году кавалер ордена Мужества, прапорщик Баранов вернулся в родной город. Вскоре женился на любимой девушке. Воспользовавшись объявленной правительством льготой, без экзаменов поступил на вечернее отделение ЮУрГУ. Конечно же, на металлургический факультет, который тогда популярностью уже не пользовался. Работу по специальности удалось подыскать лишь в 1999 году. Тогда открылось новое предприятие ЗАО «Метапласт». Небольшой завод специализируется на отливке стальных цепей для цементного производства. За пять лет Баранов сделал не-плохую карьеру, последовательно работая формовщиком, заливщиком, плавильщиком и мастером на индукционной электросталеплавильной печи.
 
Начинающий сталелитейщик увлёкся булатом благодаря бывшему сталевару металлургического завода дяде Мише. Однажды тот принёс старую книгу, где говорилось о выплавке булата в Златоусте. Среди прочего в книге приводились составы булатной шихты мастера Швецова. Почерпнув дополнительную информацию из по-пулярной книги Ю. Г. Гуревича, Баранов попытался повторить его опыты. Когда 400-килограммовая электропечь простаивала без работы, он проводил мини-плавки весом в пять кило. Сделал для себя за-ключение, что в электропечи булат получить невозможно. Тогда Сергей решил напрямую обратиться к наследию Павла Аносова. Сняв копии со знаменитой работы Аносова «О булатах», тщательно изучил этот труд. Следуя рекомендациям Павла Петровича, во дворе домика, доставшегося в наследство от бабушки, соорудил первую плавильную печь. Дутьё в ней обеспечивалось ручными мехами, которые приводил в действие младший брат Сергея. Весь запас угля, 20 тонн, ушёл на первые опыты. Как оказалось, каменный уголь, используемый для отопления домов, для тигельной печи не годится. Аносов, как известно, плавил сталь на древесном угле. Пришлось закупить это, ныне дорогое, топливо, и стать специалистом в угольном деле. Тигли, той же формы, что у Аносова, его последователь заказывал в огнеупорном цехе металлургического завода. Необычное увлечение стоило больших денег. Чтобы продолжить опыты, пришлось продать свой джип.

Оставив стабильную работу в «Метапласте», Сергей Баранов в 2006 году открыл собственную кузнечную мастерскую. Помещение под неё было арендовано в бывшем военном городке. Некоторые златоустовские оружейные компании нуждались в поковках для ножей. Купив старые молоты, он со своими помощниками наладил ковку клинков. Их готовили по заказам, до семи тысяч в месяц. Больших доходов собственное дело не принесло. Но кузница позволяла отрабатывать технологию ковки булата. А опытные плавки были продолжены на двух печах, установленных в мастерской.

Во всём следуя Аносову, продолжатель его дела провёл более 500 экспериментальных плавок, прежде чем получил первый положительный результат. Не зря создателя русского булата упрекали в том, что он утаил некоторые тонкости рецептуры шихты и технологического процесса, публикуя своё сочинение «О булатах». Директор Златоустовской оружейной фабрики не хотел, чтобы его открытием воспользовались потенциальные противники России. И никому не удалось получить булат, пользуясь весьма подробными описаниями Аносова.

Рубит шелк, гнется в кольцо

Поменяв десять конструкций плавильных печей, достаточно поэкспериментировав с температурным режимом и составом шихты, в 2007 году мастер, наконец, получил булатный слиток. За удачной плавкой прошло ещё немало опытов с отрицательными и положительными результатами, прежде чем технологический процесс был отработан досконально. Новый булат ничуть не уступал древним аналогам. Он мог рубить не только гвозди, но и массивные железнодорожные костыли. С лёгкостью рассекал в воздухе шёлковую ткань. Сабельный клинок сгибался в кольцо, демонстрируя свою упругость. Булатная пластина издавала от удара долгий, чистый звон и, конечно же, имела характерный, не повторяющийся узор на поверхности.

Заинтересовавшись достижениями Баранова, руководитель оружейной фирмы, которой он поставлял заготовки клинков, предложил работать у него за солидную зарплату. Для человека, уже вкусившего удовольствие работать на себя, это предложение было неприемлемо. Но тут прекратились стабильные прежде заказы на поковки, что привело к банкротству его кузнечной мастерской. Многочисленные оружейные мастерские Златоуста не спешили приобретать уникальный узорчатый металл с фантастическими свойствами. Одни из них готовили очень дорогое золочёное оружие, декоративные клинки которого не предназначались для рубки и прочих суровых испытаний. Другие организовали массовое производство недорогих ножей из златоустовской стали, вполне удовлетворяющей запросы покупателей. Любители экзотики довольствовались клинками из Дамаска привозного или собственного приготовления. С учётом того, что людей, разбирающихся в булатах, в мире считанные единицы, сварочный булат всегда можно было выдать за литой или настоящий.

Вердикты «Аусферра» и Счастливцева

Памятуя о том, что один из его предков был бондарем, Сергей освоил это забытое ремесло. Оказалось, что спроса на бочонки и прочую подобную продукцию нет. Затем увлёкся дельтапланами и построил два летательных аппарата. Казалось бы, цель, к которой шёл долгие годы, достигнута, но о признании и практическом применении открытия нет и речи. Всё это да ещё и безработица любого вгонят в депрессию. Мастер ушёл в творческий загул, затянувшийся более чем на год. Лишь в начале 2009 года Елена Баранова смогла вернуть мужа к нормальной жизни. Сразу же, построив новую тигельную печь, Сергей возобновил плавки. Практически все они были удачными. На сегодняшний день из 700 опытных плавок булат получен в 160.

 

 

Летом того же года образцы булата были представлены в исследовательско-технологический центр «Аусферр» в Магнитогорске, где уже давно занимались таинственным металлом. Не жалея денег, магнитогорцы скупали по всему свету древние клинки. Исследовали и все доступные им образцы современных булатов, заключив, что ни один из них таковым не является. В экспериментальном отделе на новейшем оборудовании был определён химический состав баранов-ского металла, его структурное состояние и твёрдость представленных образцов. Как оказалось, сталь содержала от 1,57 до 2 процентов углерода. Присутствие марганца колебалось от 0,28 до 0,56 процента, кремния — до 0,15. Прочие примеси не превышали сотых долей. Твёрдость металла составила на одном образце 49,2, на другом — 56,25. Убедившись, что Сергей Баранов плавит настоящий булат, руководители центра предложили ему сотрудничество. Они же посоветовали как в послед-нюю инстанцию обратиться к самому авторитетнейшему в мире специалисту по булатам — академику В. М. Счастливцеву. Как оказалось, известный учёный, чьи детские годы прошли в нашем городе, работает в институте физики металлов Уральского отделения Российской Академии наук в Екатеринбурге. Радушно встретив земляка, Вадим Михайлович исследовал новый златоустовский булат, представлявший собою чистую углеродистую сталь У15. вывод оказался таков: «Металл Баранова С. по химическому составу и внутренней структуре аналогичен классическим булатным клинкам».

Тайны больше нет?

Официальное заключение Академии наук поставило, таким образом, точку в длительной дискуссии о приоритетах. Ни один из известных «булатчиков» не отважился представить свой узорчатый металл на подобную экспертизу. Тем не менее интернетовские авторитеты продолжают утверждать, что только они, а не златоустовец Баранов, готовят настоящий булат…

Сегодня мы можем с гордостью сказать, что через 170 лет после открытия Аносова в Златоусте заново открыта тайна изготовления булата, что наш земляк Сергей Баранов — единственный в мире металлург, который реально плавит и куёт этот легендарный металл.

Аносову на его исследования потребовалось около десяти лет. Правда, в его распоряжении был целый завод, а также поддержка властных структур, вплоть до императора. Баранов, опираясь на опыт Аносова, вёл свои эксперименты тоже десять лет, потратив на это до 3,5 миллиона рублей из собственных средств. Единственная поддержка, которую он имел, это помощь друзей и родных.

Поприсутствовав на плавке и ковке булата, могу утверждать, что почти всё делается, как во времена Аносова. В шихту, наряду с графитом, идёт тагильская руда, хотя великий металлург предпочитал всем прочим исходным материалам тагильское железо, отличавшееся редкой чистотой. Заполучить железо знаменитой марки «Старый соболь» сегодня весьма проблематично. Современная сталь, даже приготовленная из той же тагильской руды, к переплавке в булат не годится. Поэтому Баранов использует высококачественную руду из Нижнего Тагила. В качестве флюсов добавляются доломит и горновой камень. Всё это засыпается в огнеупорный тигель, который ставится в печь. Плавка продолжается до 12 часов. При этом сгорает до 500 кило древесного угля и 200 кило антрацита, подаваемых небольшими порциями. Правда, воздух в печь подаётся не мехами, а электрическим вентилятором.

Поковку — в сало

Температура в печи оценивается на глаз, по цвету пламени. Она не должна превышать 1200 градусов. Выдержав расплав нужное время, процесс плавки прекращается. Тигель остывает вместе с печью до трех суток. Холодный горшок извлекают и разбивают. Под слоем шлака находится слиток весом до трех кило-граммов. Как учил Аносов, ковать булат следует, избегая перегрева. Раскалённый в кузнечном горне до светло-красного цвета кусок металла расковывают под молотом, правда, уже не вручную. Вязкий и плотный металл приходится отправлять в горн до семи раз, прежде чем он превратится в заготовку клинка. Как показал опыт, булат можно испортить резким охлаждением в воде. Поэтому готовую поковку опускают в горячее сало. А дальше всё, как с обычным клинком — шлифовка, заточка и полировка. Так же, как делал Аносов, поверхность клинка травится, чтобы узор проявился более рельефно. Кажется, всё просто. Но попробуйте повторить всё это! Если хватит терпения и средств, лет через десять получится и у вас!

Несмотря на то что булат является одним из главных брендов Златоуста, никаких перспектив перед Сергеем Тихоновичем Барановым в нашем городе пока не открывается. Хотя витает в воздухе идея устроить в старом, заброшенном ныне цехе Златоустовского казённого завода действующую музейную экспозицию — с плавильной печью и кузницей, где мастер со своими подручными на глазах у заезжих туристов и местных жителей мог бы готовить булат.

Это новый бренд

Ценные клинки из благородной стали быстро окупят все расходы на новую достопримечательность Урала и России. Стоит только раскрутить булатный бренд. Убежден — стоит!

Жена Сергея — воспитатель детского сада, принимала активное участие в его опытах. Когда для повторения одного из опытов Аносова потребовалось золото, Елена согласилась пожертвовать на эксперимент их обручальные кольца. Ещё одно кольцо отдала её мать. Вряд ли ещё кто из женщин пошёл бы на такие жертвы!

Ю. ОКУНЦОВ,
заведующий отделом истории городского краеведческого музея.

 

Источник: http://zrg.oblast74.ru

 
Информация об источнике
долы: продольные углубления в виде желобков на боковых поверхностях клинка для облегчения его веса без снижения...
Быстрая навигация:
наши контакты:
+7 (925) 532-80-87
info@korsar-r.ru
Skype: korsmanager
ICQ: 202526804