Праща – оружие рядового воина Считается, что праща (нем. schleuder, фр. fronde, старофр. fonde, англ. slinger, ит. fromba, ucn. honda) появилась у древневосточных народов. Как боевое оружие встречается за тысячу лет до нашей эры в Египте времен фараонов, а также в Древней Греции и Риме. Простота этого оружия позволяет предполагать, что оно применялось всеми народами, исключая, возможно, только германцев и народы Севера. Но относительно массовым в Европе оно стало только в раннем средневековье. В Библии в Ветхом завете, 2-ой книге судей, главе 20, повествуется о событиях примерно 6-7 века до н.э., где уже упоминаются профессиональные войны-пращники:«И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых, собравшихся из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши (слав."ободесноручны"), и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо». Особо любопытно в данном случае упоминание левшей. По словам авторов книги «Армии Ближнего Востока с 3000 по 539 г. до н.э.» Стиллмена и Таллиса, "для воинов всех армий прошлого было совершенно естественным одинаково хорошо уметь действовать и правой, и левой рукой. Это обуславливалось жизненной необходимостью, так как при ранении в правую руку воин мог перехватить оружие левой; мог атаковать сразу обеими вооруженными руками". «Классическая» праща состоит из петли, в середине которой находится гнездо из кожи, куда вкладывается какой-либо метательный снаряд (обычно камень). При метании пращник быстро раскручивал пращу дважды или трижды и в подходящий момент выпускал конец петли из рук. Кроме ременного варианта пращи существует вариант пращи-ложки (прообраз метательной части катапульты). Такая праща является своего рода рычагом, увеличивающим радиус замаха. Асмолов считает, что именно такая праща была у Давида, хотя из текста этого не следует: 1царств.17: 40 И взял посох (палицу в слав.) свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. 43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? (палицею и камением) разве я собака? 48 Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. 49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его (и простре Давид руку свою в тоболец, и изъя из него камень един, [и вложи в пращу], и верже пращею, и порази иноплеменника в чело его, и унзе камень под шлемом в чело его), и он упал лицем на землю. Таким образом, получается, что этот посох-палица не был «ложкой для метания» и может даже вообще не был оружием (Давид был пастухом, а пастухи имели пастушьи жезлы), а пращу (веревочную или ременную) Голиаф просто не заметил. Кстати о его защите сказано в 5 стихе: «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди». Это где-то 60 кг. Еще был щит. То есть либо тут действительно не обошлось без промысла Божия, либо переводчики слегка адаптировали исходные тексты к современным реалиям, либо одна из главных причин снятия пращей с вооружения – низкая эффективность в борьбе с защищенным противником – сильно преувеличена. Ибо хотя медь и мягче железа, но вот пробивалась же! Хотя куда интереснее было б узнать результат попадания в доспех, так как пращи стали выходить из массового употребления как раз к 13-14 векам, когда в Европе появился железный чешуйчатый доспех (на Руси использовался с 11 века), максимально адаптированный для защиты от метательного оружия. |