Быстрый поиск

с.3 Дамаск и булат - вновь

ЗДЕСЬ можно заказать и приобрести авторские изделия из булата Сергея Баранова! По всем вопросам обращаться по тел: +7(495)500-20-10 или написать на электронную почту info@korsar-r.ru.

Дамаск и булат - вновь

Очень прискорбно признавать, что всем известен Дамаск и дамасская сталь, но практически забыт Булат, еще меньше известен джаруардар или фулат.
А ведь именно Булат это та самая, зна-менитая дамасская сталь, о которой ходит столько легенд и сказаний. Не стоит спорить о том, что секрет выплавки булата был утерян, и вновь открыт был всего в конце 19 века П.П. Аносовым.Что бы раз и навсегда поставить точку в правильном названии дамасской стали, есть необхо-димость, вернутся в историю.Первые упоминания о клинках содержащих замысловатый узор при-ходятся на 540-590 годы нашей эры!Именно в Европе был обнаружен клинок, датируемый началом 5! века нашей эры!Есть и более ранние упоминания о клинках с лезвиями из дамаска.Дамасская сталь появилась в начале железного века.Стоит указать, что никакой исключительности в распространении дамасской стали не отмечено. Было замечено, что путем сварки и склады-вания науглероженных слоев железа можно получить сталь, которая воспринимает закалку и слу-жит сырьем для изготовления великолепных инструментов и оружия.Почти все мировые культуры использовали дамасскую сталь.Технологией ее изготовления владели кельтские и саксонские племена.

Мечи викингов демонстрируют сложную структуру узора. Одна из высших форм такой стали производилась в Японии.Японцы в ходе процесса именуемого tamahagane производили мечи ис-ключительной красоты и качества.Дамасские клинки из Средней Азии общеизвестны, они произ-водились и на Балканах, и на Кавказе. Их делали во Франции, России и Турции.В Германии во время Второй Мировой войны большое количество клинков из Дамаска было произведено для нужд военных.Этой технологией владели и продолжают владеть мастера

Малазийского архипелага "эм-пу": крисы с особым слоистым рисунком клинка до сих пор производятся по древним технологиям.В Средней Азии изготовление ножей из Дамаска не прерывалось даже в годы Советской Власти.Но, тем не менее, возвращение моды на нее произошло только в 70-х годах.К сожалению очень много заведомо ложных историй и сказаний о самой дамасской стали и это объяснимо. Секреты производства передавались от отца сыну и никакой подмастерье, не знал способов выплавки и ли ковки дамской стали.Можно провести аналогию, чтобы стало понятно.Амати и

Страдивари имели учеников, но ни кто на сегодняшний день, не смог даже на дюйм при-близится к этим мастерам.Так откуда взялась дамасская сталь? Всем известный город Дамаск, славился он не кузнечны-ми ремесленниками, а как центр торговли Азии.Изготовление знаменитых дамасских клинков пре-кратилось с тех пор, как Тимур увез в Самарканд оружейных мастеров. Дамаск, по-турецки и араб-ски Димишк-эш-Шам - главный город!Он известен еще с 4 века до нашей эры.Именно оттуда пошло распространение клинков с узорчатыми темными лезвиями, по всему миру.Дамасский клинок означает не более того, что привезен он из Дамаска, а дамасская сталь это болванки (ну или заготовки) стали. Ни кто не посягает на кузнецов оружейников кующих клинки старым способом ламенирования (сварной пакет). Давайте будем адекватны и спокойно примем то, что дамасские клинки были в основном сабли, кинжалы и ножи, и только в редких случаях мечи, но и они ковались не целиком а только ламинированным способом.Во все времена булатная сталь служила главным образом, для изготовления холодного ору-жия, в основном сабельных клинков, мечей, реже - кинжалов, ножей, наконечников копий, боевых топоров, доспехов. Клинками из высших сортов рубили железные прутья, и при этом лезвие оста-валось неповрежденным, сохраняя свою первоначальную остроту.В Индии и Персии в зависимости от способа и места изготовления существовало несколько десятков разновидностей (сортов) булата, которые различались между собой характером и величиной узоров. Многие булатные клинки получали название местности, где они изготовлялись. И сегодня можно определить, где делался тот или иной узорчатый клинок.Например сирийские булаты ней-рис и шам (турецкое название Сирии) имели мелкий прямолинейный полосатый узор, серый или бурый грунт.Они считались булатами низкого качества.К этой категории булатов относится так же баяз (египетский) и белый (турецкий), хотя узор у некоторых из них может быть струйчатым.Индийские булаты гынды и кум- гынды (буквально - волнистый и волнистый индий-ский)относятся к булатам среднего качества: со средним и крупным волнистым узором, в котором преобладали кривые линии на буром и черном грунте.

К высшим сортам индийского и персидского булата относились табан (буквально - блестя-щий), кара - табан (черный блестящий), хоросан и кара-хоросан (Хоросан - провинция в Персии). Эти булаты характеризуются крупным сложным рисунком, состоящим из повторяющихся групп гроздевидных фигур, принимающих разнообразные формы и формирующих сетчатый и коленчатые узоры, четко выступающие на темном грунте с золотистым отливом.Древние мастера прятали тайну изготовления булатной стали и в конце концов потеряли её.Уже в 13 веке высшие сорта булатной стали не изготавливались ни в Индии, ни в Персии.Итак, можно сделать вывод, что термин "булат" - это обобщенное понятие древних способов получения высокоуглеродистой узорчатой стали, обладающей уникальными прочностными харак-теристиками, использовавшейся для изготовления клинков холодного оружия.

И так, дамасскую сталь можно условно разделить на несколько видов.
1) Тигельный, кристаллизационный или истинный дамаск.Делится не несколько видов:
А. Вуц (производился в основном в Индии).
В. Джаруардар или фулат (арабская версия тигельного дамасска).
С. Булат (изготавливался на Кавказе, а затем и в южных районах Росси).
В России первое упоминание термина булат встречается в исторических источниках описях царских подарков ещё в 15 веке. Само слово булат имеет персидское происхождение от слова "пулад", что значит сталь. Бу-латная сталь была известна на Руси и раньше, но имела другое название - "харалужная" сталь.Но именно после 15 века термин булат стал общепринятым и широко распространенным. Под булатом понималась сталь, имеющая ряд характерных признаков и оригинальную технологию получения

2) Сварной дамаск.Или как его часто называют искусственный, (известен в Европе еще с 4 века и даже ранее). Когда речь заходит о дамаске, в первую очередь имеют ввиду именно его. Но и он, подразде-ляется на категории.
А. Полосовой.
В. Крученый. (Тордированый или турецкий).
С. Дикий.
D. Штампованный.
Перечислять все виды сварного дамаска так же затруднительно как и изготовит его, в силу то-го или иного способа изготовления. Традиционный дамаск В коллекцион ных образцах оружия нередок так называемый "дикий" узор дамаска, образую щийся в резуль тате случайного перемешивания металла в ре зультате ручной ковки...Однако мно-гие мастера предпочитают ковать клинки из "штемпельного" Дамаска с его ре гулярным узо ром. "Штемпель ным" узор назва ли в Германии по способу его об разования путем набивки специ альным штампом строго упорядоченного рельефа на заготовку клинка, после сошлифовки которого слои искажаются в за данном порядке.Видов этих узоров немного и большинство из них были . известны еще в прошлом веке.К ним относятся ступенчатый, волнистый, ромбический (сетчатый) и кольча тый.Ступенчатый узор характеризуется относительно узкими прядями линий, расположенными поперек клинка.В зависимости от размеров рельефа, тщательности отковки и шлифовки клинка узор может представлять собой либо концентрические овалы, либо разомкнутые, волнистые фигу-ры, напоминающие ряд сосулек или сталактитов, свисающих с обуха клинка. Распространенным видом "штем пельного" узора является ромбиче ский, имеющий две разновидности.

Одну из них по-лучают, насекая по верхность заготовки зубилом крест на крест, отчего узор имеет вид сплетенной из нитей сетки; набро шенной на клинок из "дикого" Дама ска.Соответственно, и узор называ ется "сетчатым". Второй разновидно стью является узор, который в Гер мании называют "мелкие розы". Он имеет вид четких концентрических ромбов и набивается имеющим пи рамидальные выступы штампом, по хожим на кулинарный молоток для отбивания мяса. Третий, кольчатый вид "штемпель ного" узора в США называют "павли ний глаз", поскольку на клинке в четком порядке расположены мно гочисленные концентрические окружности.Некоторые современные мастера по разметке засверливают непосредственно саму заготовку клинка, другие делают то же самое со штампом, которым и набивают этот узор, когда потребуется.Похо жий до неразличимости узор полу чается, если на заготовке клинка нарезать, а не насечь, сетчатообразный рельеф с высокими квадратными выступами.При расковке эти квадраты вдавливаются и расплы-ваются, образуя регулярный кольча тый узор.Многие мастера в совершенстве овла дели и методами изготовления раз личных разновидностей столь краси вого металла, как "турецкий" дамаск. Отличи-тельной особенностью разно видностей "турецкого" или "харалужного" Дамаска являлось то, что клинки отковывались из предварительно туго закрученных прутков неоднородного металла.Узоры при этом получались крайне разнообразными и причудли выми, но технологические приемы их по-лучения можно систематизировать и сгруппировать по мере усложнения изготовление клинка: из одного слои стого закрученного прутка; из одного ряда прутков, закрученных в разные стороны; из таких же прутков, но рас положенных в два ряда таким обра зом, что разные его части откованы с использованием крученого Дамаска разного вида.

Мозаика:
Особую популярность приобрел в последние годы мозаичный дамаск.Steve Schwarzer, Pierre Reverde, Daryl Meier и Hank Knickmeyer осуществи ли этот технологи-ческий прорыв и узоры на их сталях необычны, упоря дочены и красивы. Особенностью и отличием мозаич ного Дамаска от полученного кузнеч ной сваркой является то, что узор проектируется заранее и создается путем размещения контрастных ме таллов различно-го размера и про филя внутри заготовки. Когда части сковываются вместе внутри заготов ки, форми-руется сложносоставной пакет. Аналогичным образом фор мируются и мозаичные полотна контра-стные части композиции, при ходя в соприкосновение, формиру ют определенный узор.Метод, ко-торый использует Hank Knickmeyer, предусматривает разме щение металлических брусков и ци линдров внутри стальной трубы.Он выкладывает основные элементы оп ределенным образом для создания узора и заполняет оставшиеся про межутки заполнителем (филером). Труба спринцуется маслом, после чего наглухо заваривается.В ходе нагревания трубы масло воспламе няется, химиче-ски связав оставший ся внутри кислород и сформировав внутри трубы нейтральную среду, опти-мальную для образования без дефектной цельнометаллической за готовки.Он нагревает всю трубу в га зовом горне и по достижению темпе ратуры сварки в один цикл проковы вает ее на кузнечном гидравлическом прессе.Возможность создания нейтральной атмосферы является критической для соз-дания качест венного сварного массива с такой значительной площадью сварных швов.В этой ме-тодике есть один не достаток, - если сварку не удалось завершить в ходе единого цикла, то второй цикл уже невозможен т.к. в сформировавшиеся в ходе дефор мации трубы микропоры, через ко торые выходит масло, начнется подсос воздуха, который окислит все еще не проварившиеся по-верхности.Развитием этого направления явля ется метод предложенный Steve Schwarzer и позволяющий получать качественный провар пакета.Он за ключается в том, что сварочный кон тейнер имеет по-лую трубчатую руко ять на холодном ее конце. Контей нер вакуумируется и заполняется азотом или инертным газом.

Процедура заполнения производится не сколько раз перед сваркой для пол ного удаления кислорода из внут ренних полостей.Используя такой метод возможно сварить даже те ме таллы, который не поддаются сварке на открытом огне.Steve Schwarzer и Pierre Reverde явля ются разработчиками особой мето дики, которая требует современных инструментов для создания слож-ных мозаичных узоров.С помощью элек тродугового резака рисунок проре зается сквозь стальной блок, после чего из другого блока вырезается фасонный вкладыш для заполнения вырезанной по-лости. Далее они сва риваются диффузионной сваркой в единый элемент.Некоторые удиви тельные детали, невозможные ра нее, могут быть получены в такой технике "глубокой инкрустации".Barry Gallagher, Shane Taylor и Rick Dunkerly путем комбинирования разных техник создали совершенно новую категорию мозаичного Дама ска с использованием сложения па кета и его сварки с примене-нием фасонных штампов.Прообразом послужил оригинальный узор соз данный Darrel Meier под названием "Коленкор". Совместными усилия ми они создали новую технику узо ра по стали.

Современный промышленный дамаск. Промышленное производство да масских сталей, в основном, базиру ется на тех же принципах, что и ав торского Дамаска.Некоторые счита ют его безличным и однообразным, но высокий спрос на полуфабрикаты при низком уровне предложений со стороны индивидуалов стимулиро вал разви-тие этой отрасли промыш ленности. Современный рынок про мышленного Дамаска крайне неод нороден - от малосерийных образ цов из мастерских известных масте ров (как, например, используе-мых на малосерийных проектах компа нии Cold Steel) до массового производства промышленных предпри ятий, берущих на работу популярных изготовителей авторского Дамаска.Тем не менее мощное технологиче ское оборудование(промышленные кузнечные прессы, вакуумные про катные станы, электродуговые печи с контролируемой атмосферой, газостаты и т.п.) позволяют создавать не только достаточно качественные сварные пакеты для трехслойных клинков как у Helle и Frosts а также San-Mai у Cold Steel, но и неплохой серийный Дамаск.Применение вакуумных технологий помогло решить проблему ограни ченности исходных ма-териалов для производства дамасской стали.Пос кольку окисления предварительно зачищенных по-верхностей при на греве в вакууме не происходит, то становится возможной сварка высо колегированных, в том числе нержа веющих, сталей без флюса.Соединяемые отшлифованные пла стины свариваются методом диффу зионной сварки в вакуумной камере под прессом.Сваренный таким об разом пакет расковывается на пла стины, которые снова шлифуются, свариваются итак до тех пор, пока не получится нужное количество слоев.Этим методом можно изготавливать Дамаск из нержавеющих, быстроре жущих и иных легированных сталей.Высокопроизводительным мето-дом сварки высоколегированных сталей является прокатка пакета шлифован ных или очищенных другим методом пластин на вакуумном прокатном стане.Для сварки металлических волокон и гра-нул применяют технологии, ис пользуемые в порошковой металлургии.В наполненную инертным газом камеру газостата помещают вакуумированную и герметическую капсулу, наполненную про-волокой, металли ческим порошком или смесью того и другого.Затем нагревают капсулу до 1200-1400 С и заполняют камеру га зом до тех пор, пока давление в ней не достигнет примерно 1500 атм.После завершения процесса спека ния композитного материала под да влением, спекшуюся с компо-зитом оболочку удаляют механическим пу тем и очищенный композит проковы вают или прокаты-вают. Этим высоко производительным методом можно получить практически любую из из вестных структур Дамаска. Одним из наиболее известных круп ных производителей дамасской ста ли несо-мненно является шведская компания DAMASTEEL АВ, образо ванная в августе 1995.Ее специали зация - изготовление современны ми методами заготовок из дамас ской стали для нужд серийных про изводителей и индивидуалов.Время зарождения этого производителя ноябрь 1992 г., когда со-трудничество между производителем порошковых сталей Soderfors Powder АВ и индивидуалом - кузнецом Каем Эмбертсе-ном из шведского города Эдсбина оформилось в отдельный проект.Ус-пешный метод по созданию да масской стали на основе достижений порошковой металлургии был раз работан в течение 1993 г., а в 1996 был получен патент на изготовление заготовок из порошково-го Дамаска.DAMASTEEL АВ производит мето дом порошковой металлургии два типа полуфабри-катов - прутки со слоистым концентрическим рисун ком, напоминающим в разрезе го дичные кольца деревьев, и много слойный пакет с параллельными слоями. В дальнейшем полуфабри каты могут ис-пользоваться для соз дания более сложных узоров в про цессе ковки. При этом развитие узо ра из за-готовок с "древесной" стру ктурой происходит за счет фрезеро вания или штамповки, а плоскосло истой - как для фрезерования и штамповки, так и для кручения. В ходе ковки узор может быть ус-лож нен и улучшен.Дальнейшее развитие узора может производиться уже самим покупате лем на основе собственных промыш ленных мощностей, хотя на конеч ную закалку рабочий

Дамаск предпочитают возвращать производителю.Промышленный Дамаск охотно приобретают не только крупные се рийные производители, такие как Bear MGC, Heinr.Boeker Baumwerk GmbH и М|'е1о для использования на эксклюзивных моделях, но и такие мастера как Michael Walker, Barry СаПадпеги многие другие.Приведенные примеры далеко не полностью исчерпывают достижения исследова-телей узорчатых металлов в применении новейших техноло гий.Эти технологии дают возмож ность использовать при изготовле нии Дамаска любые высокопрочные легированные стали, что резко по-вы шает функциональные свойства из готовленного из него клинка.

Заключение:

Так что можно порекомендовать че ловеку, который хочет приобрести клинок из Дамаска? Во-первых, риск брака на Дамаске намного выше, чем на клинке из обыкновенной стали.Это происхо-дит по причине сложно сти и длительности процесса его из готовления.Недокал и перекал, не провар и обезуглероживание, ошиб ки при сборке исходного пакета вот далеко не полный перечень про блем, которые могут полностью пе речеркнуть результат длительных трудов.

Да и что греха таить - подчас даже опытные мастера дают себе по блажку и собирают пакет с упором на его внешнюю красоту, но не на ра бочие свойства.В результате клиен ты мучаются с клинком со средним значени-ем углерода не выше 0. 3 -0. 4% или даже вообще с незакален ным пакетом. Есть марки сталей, столь сложные в обработке, что малоопытные масте ра их избегают.Теперь представьте, что в вашем па-кете несколько таких сталей.Каждая имеет свои собствен ные температуры сварки и закалки.Ком-бинации из трех и более сталей налагают еще более жесткие требо вания на их термообработку - под час при неверно выбранном режи ме, под действием внутренних на пряжений, вызванных неод-нородно стью структуры, клинок деформиру ется или лопается, иногда сразу, а иногда - при первом же легком уда ре.Иногда наоборот - режущая кромка сминается при первом же контакте с чем-то более твердым, чем масло.

Таким образом, попытка связать несколько металлов в еди ном пакете сродни задаче "запрячь в телегу коня и трепетную лань". Перед приобретением авторского дамаска попытайтесь понять точку зре ния самого мастера на свой продукт. Два крайних случая: мастер, ко-торый дрожит над каждым кусочком своего материала, как скупой рыцарь, и мас тер, который без-жалостно отправляет "не показавшийся" ему кусок в боль шое ведро, уже набитое битком не удачными продуктами поиска.Всегда выбирайте второго - первый просто не производит Дамаска в достаточном количестве, вот и дрожит над каж дым, даже в высшей степени проб лемным, куском, в то время как вто рой предъявляет к своей работе са мые жесткие стандарты, постоянно со вершенствуя и развивая свою технику.

Спросите мастера, из чего он кует клинки.Если прозвучит фраза о старых напильниках, стальных тросах, цепях, рессорах и пружинах, то изде лий этого мас-тера стоит избегать.Изготовление современного Дамаска базируется на определенных марках ста-лей с определенным процентным составом, и помимо индивидуально го мастерства, опыта и интуи-ции от талкивается еще и от теоретического металловедения. Особо стоит избе гать тех, кто перево-дит разговор о своем материале на историко-мифологические темы или начинает беспардонно на-хваливать самого себя. "Правда о Дамаске заключается в том, что у знающего и опытного мастера он может получиться совсем не хуже по свойствам, чем клинок из любой со ставляющей пакета, но ожидать каких то магических сверхсвойств не стоит.

Более того, - если мастер не слишком опытен, попытка сварить стали с вы сокой прочностью и хорошей стойкостью режущей кромки, может за-кон читься непрочным клинком с недолго вечным лезвием.Главная ценность Дамаска в его удиви-тельной, гипнотической красоте застывшего в металле пламени.В удивительных изгибах и завит-ках угадывается летний лес и зимняя пустыня, водная гладь и штор мовые валы.Именно это вдох-новляло создателей мифов и легенд и звало воина на битву.Именно это придает дамасскому клинку непередаваемую, вневременную красоту, в которой осталась частичка души сделавшего его масте-ра. Именно в этом его магия, завитках угадывается летний лес и зимняя пустыня, водная гладь и штормовые валы.Именно это вдохновляло создателей мифов и легенд и звало воина на битву. Именно это придает дамасскому клинку непередаваемую, вневременную красоту, в которой оста-лась частичка души сделавшего его мастера. Именно в этом его магия.

Использованы материалы Александра Марьянко

Источник: http://bladeist.ru

 
Информация об источнике
Мамелюк: сабля сильной кривизны, бывшая на вооружении в отрядах мамелюков.
Быстрая навигация:
наши контакты:
+7 (925) 532-80-87
info@korsar-r.ru
Skype: korsmanager
ICQ: 202526804