Быстрый поиск

Характерные особенности холодного оружия средних веков

Характерные особенности холодного оружия средних веков

Европейское средневековье характеризуется тремя типами холодного оружия: мечом, секирой и копьём, при известных обстоятельствах – дротиками. Древнейшие формы поясного рубящего оружия раннего средневековья довольно разнообразны. Традиционный сакс имел иногда форму короткого меча с обоюдоострым языкообразным клинком. Иной раз его клинок имеет одно лезвие и сильно загнут, а у известнейшего типа, так называемого скрамасакса, клинок прямой, но также однолезвенный.
С VII века началось относительно быстрое развитие, которое привело к образованию основополагающей формы меча, легшей в основу дальнейшей эволюции его формы. Это так называемый меч скандинавского типа, который в VIII-X веках распространился почти по всей тогдашней Европе, от Англии вплоть до Руси. Подобные мечи встречаются во множестве самых разнообразных типов. Головку и крестовину, а в исключительных случаях и рукоять отдельных экземпляров, обильно украшает инкрустация и аппликация из золота, серебра, меди и латуни, часто в самых различных цветовых сочетаниях. Мечи этого времени были главным отличительным оружием рыцарей, тогда как для ратников в пешем строю типичным оружием была секира. Наконечники копий относительно узкие, при этом, однако, более значительной длины; при переходе в насадку у них имеются горизонтальные отростки. Благодаря аварской и позднее венгерской коннице в среднеевропейских раскопках встречаются также кривые сабли; однако вскоре они исчезают из Центральной Европы. Чаще всего встречающийся в последующие два столетия (XI-XII вв.) тип меча имел головку в виде парануса (южного ореха). Крестовина приобрела форму в большинстве случаев узкого квадра, длина которого колебалась между 18 и 23 см. На этих мечах ещё встречается древний вид украшения в виде обкладки из серебра и цветных металлов в прекрасных сочетаниях друг с другом. На клинках нередко появляются надписи, главным образом религиозного содержания в виде аббревиатуры или символа. У копий в ходе XI века исчезает более ранний тип наконечника с разлётом, хотя в основе своей форма остаётся без существенных изменений.
Уже в XII веке обнаруживается заметное различие между более коротким рыцарским копьём и копьём пехоты. В секирах можно наблюдать большее разнообразие форм. Наряду с ещё существующим древним типом, появляются секиры с дугообразным клинком, которые получили свою характерную форму благодаря вырезу полотна позади лезвия. Другие секиры похожи на широкие топоры плотников. Во времена наибольшего расцвета средневековья меч оставался основным оружием ближнего боя. Однако в XIII-XIV веках наблюдаются уже некоторые изменения, и не только в форме, но и в функции. В XIII веке изредка, а в последующем столетии всё чаще встречаются мечи, утратившие свой определённо рубящий характер. Клинок, правда, остался обоюдоострым, но достаточно радикальное сужение в узкой и острой завершающей части клинка придало ему колющий характер. Так появился так называемый меч-кончар. До сих пор очень короткая рукоять с конца XIII века значительно удлинилась, так что появился так называемый меч в полторы руки. Значительно изменилась также форма головки. Вплоть до середины XIII века еще сохранялась знакомая форма парануса, однако в то же время стали возникать и совершенно новые формы. Наиболее известна круглая головка, которая появилась в XIII в. и стала основополагающим ядром эволюции формы головки на протяжении всего последующего столетия и первой половины XV века. Исходным элементом её явилась плоская головка, которая в исключительных случаях дополнялась накладкой из цветного металла, с символическим изображением или надписью преимущественно религиозного характера. В XIV веке оружейники пришли к более выразительным формам за счёт, прежде всего, выемки по борту, а позднее усиления средней плоскости с обеих сторон, что привело к возникновению формы в виде двойного конуса. Кроме того, пластичность головки подчёркивалась посредством углубления плоскостей, которые иногда украшались вдавленным или инкрустированным цветным металлом, являющим собою иконографический извод какого-либо символа. После этого от круглой головки оставался всего один шаг к эллиптической форме, и на исходе XIV века – к восьмиугольной. Встречались, однако, и совершенно новые формы, вроде усечённой двойной пирамиды, укреплённой вертикально на конце рукоятки, фацетированных головок и многих иных.

 

 

В крестовине изменился до сих пор простой четырёхгранник на конце: по отношению к клинку он стал часто приобретать дугообразное очертание. Нередко конец дугообразной крестовины расширялся и уплощался.
Из другого поясного оружия получил распространение прежде всего кинжал. Сохранившиеся готические кинжалы представляют собою подлинные украшения знаменитых коллекций всего мира, однако о многообразии их форм мы можем судить скорее по изобразительному материалу, чем по сохранившимся оригиналам. Собирателю легче найти средневековый дуссак с однолезвенным прямым клинком, часто довольно разной длины (40 – 80 см). Это оружие имело обыкновенно рукоять, которая заканчивалась дугообразной железной шляпкой. Крестовина часто отсутствовала или была так мала, что лишь слегка выступала за пределы широкого клинка.
Наконечники копий в конце XIII-XIV веке также демонстрируют изменившиеся формы. Наряду с древним листообразным типом с прожилкой посредине, появились рыцарские копья с узким четырёхгранным наконечником, переходившим в насадочную часть, или копья с очень коротким наконечником, напоминающим две соединённые пирамидки. В эту эпоху появились многие типы древкового оружия (алебарды, глефы и пр.). Однако оригиналы XIV века очень редки, и самостоятельное развитие этого оружия относится лишь к последующим столетиям.
В конце XV века колющий меч получил особый характер в виде так называемого меча-кончара с трёх- или четырёхгранным клинком.
Изменяется и форма крестовины: возникает горизонтальная S-образная форма, которая во второй половине XV века часто имела линеарную профилировку. Наряду с имевшимися типами появились головки грушеобразной формы, плоские головки в виде верхней половины стилизованного цветка лилии, в конце столетия – шарообразные головки.
С середины века известны также иные типы рубящего оружия. К поясному оружию принадлежит сабля, которая появляется в Центральной Европе очевидно под влиянием европейского Востока (Венгрия, Польша). От тогдашних мечей она отличается только кривым клинком. Полную форму меча сохранил другой вид рубящего оружия, возникший в это время: так называемый двуручный меч, который предназначался для пехоты и удерживался обеими руками. Как оружие ландскнехтов, меч для двух рук обрёл свою форму на рубеже XV – XVI веков. Древнейшие, ещё готические экземпляры имеют прямой, плоский клинок ромбовидного сечения, который в более поздних образцах снабжался двусторонними крюками, расположенными за крестовиной – они должны были зацеплять и задерживать клинки противника. По способу обращения с ним двуручник приближается к древковому оружию, значение которого увеличивалось вместе со значением пехоты на полях сражений XV века.
Алебарда, которая за минувший период посредством удлинения верхней части полотна развилась из секиры в копьевидную форму (швабо-швейцарский тип), приобрела теперь свой характерный вид: от полотна отделилось длинное остриё. Эта форма уже в XIV веке была характерна для некоторых разновидностей чешской алебарды.
В XV веке особое применение нашло ударное оружие. У шестопера шесть или более трапецевидных полотен располагались по кругу возле цилиндрической насадки; в конце XIV – начале XV века была введена деревянная рукоять. Позднее насадка перешла в цилиндрическую железную рукоять, которая нередко украшалась рельефом, чаще же всего ленточным орнаментом. Около 1500 года полотна стали профилировать. Другим типом является палица, у которой рукоять в виде человеческой руки сжимала в кулаке молот.
Среди древкового оружия встречается также секира, которая часто дополнялась сверху копьевидным наконечником. Для военного искусства Европы, прежде всего Центральной и Восточной Европы, в XV веке были характерны многие элементы, которые хорошо зарекомендовали себя в войсковой системе гуситов и в вооружении гуситского войска.
В XVI веке появляются волнообразные клинки и изредка экземпляры колющего типа. У самых ранних представителей этой разновидной крестовина обыкновенно прямая, цилиндрического или квадратного сечения, с шариками или желудями на концах. Позднее формы стали сложнее: появляются изогнутые крестовины, нередко дополненные пластически прфилированными кольцами-отражателями.
Постепенно меч утрачивает свое ведущее значение, хотя как раз к этому времени нашли применение некоторые его новые формы. К ним относится, например, более короткий меч ландскнехта – рукопашник (катцбальгер).
Среди поясного оружия большее значение в Центральной Европе приобрела кривая сабля.
Однако ведущую роль в это время играло всё-таки колющее оружие, прежде всего шпага, которая обрела свою наиболее совершенную форму. Дальнейшая явственная тенденция состояла в возникновении и развитии гарды для лучшей защиты руки. Уже на рубеже XV – XVI веков на крестовине появились сначала простые, а потом комбинированные дуги. Затем эти дуги с несколькими отростками развились в нижнюю гарду. Последняя была подогнана к клинку, в верхней части которого за крестовиной помещалась более узкая плоская часть (рикассо). Верхняя часть гарды также образовалась из крестовины. При этом или один из концов её дугообразно изгибался кверху, или передняя дужка гарды образовывалась из замковых дуг, возникавших из крестовины и устремлённых к головке.
Классические формы гарды эпохи Ренессанса сложились в дальнейшем посредством прибавлением новых замковых дуг, которые соединили передние дужки с кольцами крестовины и нижней гардой. При этом внешняя сторона гарды, как правило, трактовалась ярче, чем внутренняя. Полная защищённость руки была достигнута в мечах или палашах северо-итальянского происхождения, так называемых скьявоне, которые вскоре распространились по всей Центральной Европы. Гарда скьявоне обыкновенно выковывалась из перекрещивающихся полос, которые часто профилировались и закрывали руку с обеих сторон.
Колокольчатая шпага, происходящая из Италии, снабжена расположенной ниже простой крестовины чаше- или колоколообразной гардой, в большинстве случаев ажурной. В этом случае защиту руки сверху обеспечивает лишь простая ловушка гарды. В парадных экземплярах оружейники усиливали художественный эффект посредством украшения отдельных частей гарды, крестовины и головки. Часто встречается пластический рельеф из растительных и зооморфных мотивов, а также фигурные медальоны. Иногда растительный орнамент из серебряной проволоки вчеканивался в железную основу или некоторые части золотились.

 

 

На оружии испанского происхождения часто встречаются гравированные или выполненные в рельефе морески или арабески. Особого эффекта достигали испанские оружейники ажурной разделкой верхней части клинка, которая выполнялась в виде узкой выточки.
На итальянских и среднеевропейских клинках появлялись гравированные или канфаренные и золоченные орнаментальные украшения, а в конце этого периода и фигурные.
Простые формы встречались, напротив, в войсковом оружии, где украшения полностью отсутствовали, и все было подчинено исключительно функции предмета. Сюда относятся простые венгерские и польские типы сабель с прямой крестовиной и рукоятью, которая завершалась простым железным наконечником.
На среднеевропейских саблях встречаются гарды, составленные из полос, приблежающиеся к скьявоне, а на оружии из пограничных с Австрией и Венгрией областей – гарды с листовидным полотном на внешней стороне, развившимся из крестовины и дугою переходящим к плоской, квадратной головке.
В эпоху Ренессанса существовало особенно много кинжалов. Их клинки имели по большей части ромбовидное сечение, но попадались также плоские и широкие. Короткая крестовина была обыкновенно изогнута в направлении клинка для отражения клинка противника. Крестовины и головки украшались сходным со шпагой образом. Два типа кинжалов отличались по своей форме от остальных. Это, прежде всего, дага (оружие для левой руки), у которой от прямой и довольно длинной крестовины отходит треугольная, загнутая дугой, часто ажурная гарда. У широкого итальянского кинжала, так называемого чинкведея (воловика) клинок профилирован несколькими плоскими гранями и обильно украшен гравированными и золочеными сценами. Типичная рукоять чинкведея напоминает по своей форме скрипку.
Ударное оружие в это время уже не играло никакой значительной роли. Правда, кое-где ещё встречались палицы и булавы, которые, однако, по большей части уже не выполняли никакой боевой функции, а стали скорее символами военачалия. Напротив, древковое оружие в этот период достигает своего высочайшего развития. Характерной чертой в развитии алебарды было, прежде всего, удлинение наконечника, который во второй половине XVII века достигает полуметровой длины.
У секиры изменилась простая до сих пор форма. К началу XVI века режущая часть приобрела наклонную направленность и позднее выгнулась в дугу. Полотно и крюк, часто со сквозным декором, профилировались с большим разнообразием. Многообразнее стала также форма бердышей, на языкообразном языке которых располагался отросток. Сходные изменения формы встречаются и в других видах древкового оружия, использовавшегося в качестве рубящего и колющего. От обычного войскового вооружения значительно отличалось оружие стражи великих и малых монархов. Это оружие щедро украшалось орнаментальными и фигурными мотивами, равно как инициалами и девизами правителей.
В ходе XVII века в истории холодного оружия завершилась эпоха, в которой всякая вещь была по существу индивидуальным изделием. Холодное войсковое оружие было типизировано и обрело формальное единство для каждого вида в отдельных странах. В большинстве своём оружие изготовлялось партиями, первоначально на мануфактурах,
позднее – на индустриальных предприятиях.

 

Источник: http://bladeist.ru

 
Информация об источнике
Енсякубо: японский короткий боевой меч.
Быстрая навигация:
наши контакты:
+7 (925) 532-80-87
info@korsar-r.ru
Skype: korsmanager
ICQ: 202526804